В Омске создали народную дружину для контроля за дорожным ремонтом

0
8

Федеральное финансирование дорожного ремонта в регионах может значительно возрасти — с 17 до 50 процентов в общем объеме средств к 2023 году. Между тем в Омской области отмечают, что в регионах уже появились реальные средства на дороги. Здесь даже создали народную дружину, контролирующую качество дорожного ремонта, так как специалистов, которые могли бы «присмотреть» за сотнями километров обновляемых магистралей, не хватает.

Корреспондент "РГ" (в центре) вышла в дорожный рейд вместе с общественниками. Фото: Анастасия Кот

Власти добровольцев поддержали. Преподаватели Сибирской автодорожной академии обучили участников проекта "Омские качественные дороги" тонкостям проверок. И теперь дважды в неделю общественники выходят в рейды.

Как сэкономить на строительстве дорог в Сибири

В бригадах народных контролеров — ученые, студенты профильных вузов, представители дорожного строительного контроля, Общественной палаты. Повод для проверок — жалобы жителей. Омичи в соцсетях высказывают мнения о качестве дорожного ремонта в городах и селах, присылают фото и видео.

— Как правило, наши проверки подтверждают объективность тревожных сигналов. Несоблюдение технологий и условий контрактов налицо. В Муромцево и Любино, например, ремонтники решили сэкономить на материалах и технике. Асфальт получился ноздреватым и рыхлым, разваливается на куски. В числе причин — некачественный состав покрытия и экономия на технике. Нередко подрядчики берут каток напрокат и, чтобы не переплачивать за аренду, укатывают дорогу не десять раз, как положено, а два-три. И в результате — вот такой эффект, — поясняет "РГ" руководитель проекта Илья Бубнов.

Корреспондент "РГ" вместе с "дружинниками" отправилась в село Ачаир, жители которого сообщили, что асфальт на улице Первомайской кладут прямо в песок. Общественники, прибыв на место "преступления", надевают желтые жилеты с надписью "Омские качественные дороги", вооружаются приборами, блокнотами, фотоаппаратами. Тщательно изучают новую "двухполоску".

Вот — рыхлый участок, вот — еще один. Рассыпающийся край обочины — крошки можно взять в руки. У обочины возвышаются горы грунта — в дождливое время они способны утопить в грязи отремонтированный участок пути. Общественные контролеры дотошно просматривают каждый метр дороги. Измеряют, насколько она ровная. Каждое их действие сопровождают щелчки фотоаппарата. Задача — выявить недочеты и передать заказчику работ с требованием их устранить.

Из ближайших домов к народным контролерам идут люди — познакомиться, пообщаться, высказать свое мнение.

— Дорогу нашу строили аккурат тридцать лет назад, специально к сельской олимпиаде, — делится воспоминаниями местный казачий атаман Алексей Лыкин. — За это время от нее почти ничего не осталось, сплошные выбоины да ухабы. Сейчас, конечно, совсем другое дело. Правда, есть одно "но". Раньше машины полз-ли здесь как черепахи, а теперь носятся. Я уже заявил местной администрации, что там, где ходят дети, нужны лежачие полицейские, знаки. А то как бы эти лихачи не передавили ребятишек.

Почему на сибирских дорогах возникают провалы

Периодически прямо на дороге встречаются глубокие квадратные отверстия. "Здесь уже побывали дорожные специалисты, которые взяли пробы асфальта для лабораторного исследования. Если технология нарушена, заставят переделать", — объясняет один из контролеров.

Подъезжает бригада рабочих, чтобы заделать отверстия. На вопрос, насколько качественно ремонтируют, отвечают, что стараются. "Мы — местные, так что халтурить смысла нет. С нас же потом односельчане спросят за каждую яму", — говорят дорожники. Через полчаса на горизонте появляется экскаватор, который идет по краю полотна, выравнивая обочину. Так что, возможно, и грязи здесь потом не будет.

По словам народных контролеров, нарушать технологии строителям действительно становится невыгодно. Дорога должна отслужить гарантийный срок — не менее четырех лет. И все огрехи придется исправлять за свой счет. Городские строители это уже давно поняли, и до сельских тоже начинает доходить.

— Подрядчику, осуществлявшему ремонт проспекта Мира в Омске, несоблюдение технологий обошлось в пять миллионов рублей, поскольку участки пришлось полностью переделывать, а до завершения гарантийного срока еще далеко. Вряд ли он снова наступит на те же грабли. И другим наука, — говорит участник рейда, доцент кафедры организации защиты безопасности движения СибАДИ Николай Кузин.

По словам специалистов, за последние три года, с начала действия государственной программы "Безопасные и качественные дороги" и системы "Платон", в отрасли произошли разительные перемены. В регионы начали поступать значительные финансовые средства на восстановление магистралей. Если прежде из-за волокиты с тендерами ремонт затягивался до самой зимы, то теперь строители начинают его в мае, а завершают к концу сентября. Бесконечно занижать цену, лишь бы выиграть конкурс, подрядчикам тоже стало невыгодно. За дешевый труд и сомнительные материалы приходится раскошелиться. За махинации тоже стали строго наказывать.

— Недавно арбитражный суд признал виновными в картельном сговоре на аукционах по ремонту дорог три крупные компании. В 2016 году они договорились о минимальном снижении цены на взаимовыгодных условиях, чтобы обеспечить победу в конкурсе, — сообщили в региональном УФАС. — И теперь за манипуляции с торгами омские дорожники заплатят тринадцать миллионов рублей.

Что мешает строить качественные дороги в Сибири

Этим летом в городе приведут в порядок 37 дорог. Всего предстоит срезать более 50 тысяч тонн старого асфальта. Теперь из разряда отходов он перешел в статус гранулята, используется в ямочном ремонте, отсыпке дорог и укладке новых магистралей. Специалисты считают, что это рационально.

— При ремонте проспекта Карла Маркса методом горячего ресайклинга нам удалось сэкономить 20-25 процентов бюджетных средств, — отметил генеральный директор строительной компании Яков Вагнер. — Машина при помощи фрез убирает изношенный слой с поверхности асфальта, добавляет в гранулят свежие компоненты, и он обретает свойства нового покрытия, которое выдержит установленный срок службы.

Сибиряки замечают, что ощутимо меняется и сама культура дорожного ремонта. Еще совсем недавно он считался едва не стихийным бедствием, поскольку вызывал паралич всего движения. Улицы загромождала дребезжащая, громыхающая, чадящая "антикварная" техника, а сомнительного вида работяги орудовали ломами и совковыми лопатами. Теперь картина совершенно иная, и транспорт даже в часы пик возит пассажиров в привычном режиме.

— По нашим данным, парк спецтехники за последние три года обновился на восемьдесят-девяносто процентов. Подрядчики увидели долгосрочную перспективу, почувствовали выгоду и стали технически перевооружаться, — делится наблюдениями Николай Кузин. — Строители научились организации работ. Если в 2016-м году из-за неразберихи наезды на людей и технику происходили довольно часто, то в этом году, благодаря умелой установке дорожных знаков и специального оборудования, зафиксирован лишь один такой случай, и то не по вине ремонтных бригад.

Жители карельского поселка сами отремонтировали дорогу

Эксперты утверждают, что на каждой третьей дороге применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон, который прежде использовался только в обновлении федеральных трасс. И уже есть вероятность того, что мы вернемся к советским стандартам, когда реконструкция дорог была комплексной и предполагала не только обновление проезжей части, но и обустройство ливневой канализации, обочин и тротуаров. Сейчас восемьдесят процентов дорог не оборудовано ливневками, однако уже в следующем году государственные средства на эти цели предусмотрены.

Между тем

Как утверждают эксперты, в настоящее время ремонт федеральных трасс осуществляется с применением самых современных технологий.

— В нашей практике, например, используется холодный ресайклинг, а также устройство современных тонкослойных покрытий типа "Новачип" по технологии "Спрей джет". Их особенность в том, что на поверхность дороги укладывается эмульсионно-минеральная смесь, которая, заполняя трещины и пустоты, не только обеспечивает атмосферостойкость, герметичность, обновленный внешний вид поверхности, но и формирует ее защитный слой, — поясняет первый заместитель ФКУ "Сибуправтодор" Дмитрий Батурин. — В укреплении основания дорожной одежды используются геосинтетические материалы. Для улучшения ее износостойкости — битумоминеральные открытые смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон. При устройстве покрытий на искусственных сооружениях — сталефибробетон. А ремонт водопропускных труб с помощью светополимерного рукава дает возможность осуществлять работы быстро и без ограничения движения транспорта.

Источник: rg.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here